Нововведения, которые могут появиться в Основном Законе Республики Беларусь, обсудили с начальником кафедры конституционного и международного права Академии МВД кандидатом юридических наук, доцентом, подполковником милиции Константином Сазоном.
- Дополнения или изменения, которые периодически вносятся в Конституции различных государств, обусловлены достижением нового уровня развития общественных отношений. Наша страна не исключение: изменениям складывающейся ситуации должны соответствовать и положения Основного Закона, - обозначил тему офицер. - Подтверждением этому служит часть вторая статьи 28 проекта, где говорится о создании условий для безопасности личности и общества при использовании персональных данных. Влияние на жизнь цифровых технологий требует закрепления дополнительных гарантий, а также ориентиров последующего развития страны в целом и отдельно взятых людей. Кроме того, в Беларуси на разных уровнях звучат мнения о том, что назрела необходимость корректировки некоторых механизмов государственного устройства, правовых основ взаимоотношений государства, общества и человека.
- Что предлагается изменить в сфере госустройства?
- Намечается модифицировать архитектуру высших органов власти, ввести особый по своему статусу орган - Всебелорусское народное собрание. Оно не относится ни к одной из ветвей власти, а, объединяя в себе представителей разных социальных слоев и групп, является выразителем воли народа, которая будет транслироваться на решения и действия государственных органов и должностных лиц.
Предлагаемыми изменениями повышается степень ответственности за судьбу страны не только общественных объединений, политических партий, трудовых коллективов, других социальных групп, представители которых упомянуты в проекте в качестве делегатов собрания, но и отдельно взятого гражданина.
Уточняются полномочия высших государственных органов, повышается их роль и значимость. Например, в соответствии с предлагаемыми изменениями Президент утрачивает право издавать декреты, что повышает ответственность Парламента за качественное законодательное регулирование общественных отношений. Кроме того, предлагается усилить контрольные полномочия Национального собрания, связанные с формированием значимых для государственного механизма категорий высших должностных лиц и отдельных органов.
В частности, имеется в виду, что Совет Республики будет давать согласие Президенту на назначение не только Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Нацбанка, но и Председателя Комитета госконтроля. При этом палаты Парламента получают право ежегодного заслушивания этих должностных лиц с информацией о результатах их деятельности.
- Конституция - это документ не только политического характера, регулирующий разделение властей и устройство государства, но и идеологический.
- Вы совершенно правы, ведь именно в Основном Законе отражены ценности, поддерживаемые обществом. Об этом идет речь не только в преамбуле, где провозглашено стремление белорусского народа сохранить суверенитет, обеспечить развитие и процветание своей страны. В Конституции предлагается закрепить положение о защите и заботе государства об отдельных социальных группах и слоях населения.
В частности, гарантируется помощь семьям с детьми, инвалидам, пожилым людям, совершенствуется правовое обеспечение интересов молодежи. Это свидетельствует о признании со стороны государства необходимости пристального внимания к проблемам различных категорий граждан, создания условий для реализации их потенциала в общем деле развития нашей страны.
Также нужно отметить стремление обеспечить сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа во время Великой Отечественной войны. Ведь в том числе и победа над фашизмом сделала возможным существование нашей нации.
Закрепленный в Конституции постулат о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне - это, во-первых, сигнал для нынешнего и будущих поколений, во-вторых - дань памяти и уважения павшим. Статья 54 говорит о долге каждого гражданина проявлять патриотизм и сохранять историческую память о героизме белорусского народа.
- Затрагивают ли изменения и дополнения внешнюю политику?
- Часть первая статьи 18 действующей Конституции излагает принципы, которыми мы руководствуемся, взаимодействуя с другими странами. Речь идет о суверенном равенстве государств, невмешательстве во внутренние дела другого государства, неприменении силы и угрозы силы, добросовестном выполнении обязательств. Часть вторая этой статьи декларирует, что мы ставим перед собой цель сделать территорию Беларуси безъядерной зоной, а государство - нейтральным. Предлагается часть вторую заменить следующим положением: «Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств». Смысл этого принципа прост. Мы подтверждаем миролюбивый характер своей внешней политики, признаем цели и принципы Устава ООН - агрессия не может применяться в качестве средства для разрешения споров. Но в то же время четко даем понять, что свою территорию будем сохранять в целостности и неприкосновенности.
Важно понимать, что Устав ООН предусматривает право каждой страны-члена на коллективную безопасность и самооборону. Это значит, что принцип неприменения агрессии с территории Беларуси не отнимает у нас суверенного права на самооборону, в том числе коллективную, которое мы имеем в соответствии с нашими международными договоренностями, например, в рамках ОДКБ. Действия государственной власти Казахстана, запросившей о помощи ОДКБ в ответ на гибридную агрессию со стороны деструктивных сил, указывают: положения, предлагаемые для внесения в Конституцию, не станут препятствием в наших стремлениях и возможностях принять конкретные эффективные меры, чтобы защитить свой народ, в том числе пользуясь помощью наших партнеров по различным интеграционным образованиям на постсоветском пространстве.
Принципы, на которых базируется белорусское общество, - суверенитет, независимость, народовластие, память о великом подвиге предков.
Беседовала Ольга КУЛИКОВА, «На страже».
Фото ГИОС Академии МВД